The Third Glance: «Исполнительная функция и аутизм»

Источник: The Third Glance
Перевод: Про аутизм

hammock-2036336_960_720

На первый взгляд кажется, что я функционирую невероятно хорошо. Я делаю все, что нужно, я продуктивна. И вот уже много лет я выполняю маленькие ежедневные задачи, которые большинство людей делают, не задумываясь. Однако для меня это не так. Мне приходится думать буквально обо всем, что я делаю, потому что мой мозг не способен правильно фильтровать информацию. Каждый раз, когда я выключаю душ, я вздрагиваю от щелчка переключателя, и я забываю, о чем я думала. Если со мной случится что-то неожиданное, или если звуки, тактильные ощущения или что-то еще будет «не таким», то у меня начинается сенсорная перегрузка, и я «застреваю». Когда это происходит, я теряю мысль. Иногда я могу найти эту мысль и вернуть обратно, но в остальных случаях мне это не удается, и я впадаю в полную растерянность.

Для того, чтобы функционировать изо дня в день, мне нужна структура. В противном случае я растеряюсь, отвлекусь на что-то другое и никогда не закончу проект, над которым я работаю. Исключение составляют лишь проекты, связанные с моими специальными интересами, в этом случае я могу часами быть полностью сосредоточена на чем-то одном. Это самое лучшее время, потому что я занимаюсь тем, что я люблю. Я могу целый день сидеть на одном месте и работать над чем-нибудь, или читать книгу, или просто думать, и при этом я забываю есть, говорить и функционировать. Я могу проводить все мои дни в таком состоянии, и я буду радоваться каждой минуте.

Однако я взрослая, я студентка университета, и я живу одна. Я должна вставать с кровати, работать, убирать квартиру, принимать душ, кормить себя и мою кошку, выполнять свои остальные обязанности. Я должна покупать продукты, ходить на почту и в другие места. Еще до того, как я начала жить одна, мне приходилось заботиться о себе, а часто и о своей младшей сестре, потому что от моей матери часто не было никакого проку (это тема для другого разговора).

С самых юных лет мне пришлось самой учиться выживать без какой-либо внешней поддержки или инструкций, и это одна из причин того, почему сегодня я стала такой успешной. Однако подобное функционирование дается очень непросто. Иногда я застреваю между тем, чтобы проснуться и тем, чтобы принять душ, потому что я прочитала прошлым вечером что-то интересное, и я жду не дождусь, когда смогу продолжить чтение. Не имеет значения, что через час мне нужно быть на работе, и если я не приду, то ничего не сделаю, и ничего хорошего в этом нет. Не имеет значения, что я искренне люблю свою работу, что я отношусь к ней с большой страстью, и что я получаю от нее удовольствие. Кроме того, иногда я застреваю на чем-то, например, на попытках решить, что съесть на завтрак. Или же я застреваю на списке дел на сегодня, потому что не могу решить, что нужно делать сначала.

Я научилась выходить из этого порочного круга, по крайней мере, до какой-то степени. Каждый день недели я придерживаюсь одного и того же расписания, для выходных дней у меня есть его модифицированная версия. Я записала это расписание, и я всегда держу его копию при себе. Для того, чтобы не застрять, я добавляю к каждому шагу небольшие аннотации. И каждый день у меня в расписании есть время, когда я могу просто быть.

Слишком много дел на день – это плохо, в результате я буду несчастливой, так что мое расписание довольно гибкое, просто у меня есть временные рамки, которым я стараюсь следовать. Я также ограничиваю время на принятие решений, и у меня есть ответы по умолчанию, если я не могу принять решение.

Я также держу рядом с кроватью записную книжку и карандаш (но не ручку), чтобы я смогла делать записи, когда я засыпаю или просыпаюсь. В этой же записной книжке я составляю каждый день список того, чего я хочу добиться сегодня. Каждое утро, прежде чем встать, я составляю список дел, которые необходимо сделать. Это может быть стирка, приготовление еды, покупки, задания по предметам и работа. Затем, после того как я закончила свой «утренний» список дел, я сажусь за компьютер, переношу мой список из записной книжки в документ Word и располагаю дела по порядку. Я классифицирую дела по группам «надо сделать сегодня», «было бы неплохо, если бы я смогла сделать это сегодня», «сделать в ближайшие несколько дней» и «то, что надо сделать намного позже». Затем я располагаю эти дела по порядку и добавляю их в свое расписание на день.

Ниже приводится не мой распорядок дня целиком (он слишком длинный), но это пример того, как я заставляю себя что-то делать.

УТРО:

1. Встать. Выключить будильник (не просто поставить на паузу).

2. Проверить новые электронные письма в телефоне, если есть срочные, записать в блокнот, что на них нужно ответить.

3. Встать. Дать кошке одну ложку мягкого корма из холодильника.

4. Сходить в ванную комнату, почистить зубы (левой рукой утром, правой рукой перед сном*).

5. Выбрать одежду на сегодня (белье, лифчик, футболку, джинсы, носки, свитер).

6. Носки и свитер положить на кровать, остальное взять в ванную с ПОЛОТЕНЦЕМ.

7. Принять душ. Не забыть шампунь и ополаскиватель. Вытереться полотенцем, нанести дезодорант, одеться. Повесить полотенце сушиться. Надеть очки и оглядеться. Положить грязную одежду в корзину в спальне. Надеть носки и свитер.

8. Причесать волосы, сделать из них хвост**. Положить щетку для волос обратно в ванную, рядом с зубной щеткой.

9. Приготовить завтрак (максимум 2 минуты на раздумья. Если не можешь решить, то это овсянка с апельсиновым соком).

10. Съесть завтрак, ответить на электронные письма, сделать список дел на день.

11. Помыть всю посуду.

12. Приготовить обед (найти остатки еды или сделать сэндвич).

13. Наполнить бутылку водой, долить воды в фильтр, положить ОБРАТНО в холодильник.

14. Почистить лоток для кошки, долить ей воды в миску.

15. Заново упаковать рюкзак: лаптоп, зарядка, телефон, кошелек, электронная книга, тетрадь для конспектов, тетрадь для лабораторных, записная книжка, обед, бутылка с водой, закуски (все остальное, как правило, уже в рюкзаке или лежит на кухонном столе и на виду). Задать себе вопрос: что еще мне сегодня понадобиться?

16. Надеть куртку и рюкзак. Выключить весь свет. Выйти из квартиры с ключами в руке. Запереть дверь и убедиться, что она заперта. Пойти на автобус, который приходит в 7.00.

* У меня пунктик насчет того, чтобы одинаково обрабатывать каждую сторону тела, иначе я буду неравномерной.

** Я делаю одинаковую прическу каждый день. Это просто, функционально, и волосы в глаза не лезут.

И так оно и продолжается дальше. Если я не следую своему расписанию, то я теряюсь. Я забываю вещи дома, например телефон или свой обед. Если же я следую расписанию, то я точно знаю, что я заперла квартиру и покормила свою кошку. Я знаю, что у меня есть все, что мне пригодится, и я готова к новому дню.

Следующая часть расписания посвящена моей учебе в университете и работе в лаборатории. Я продумываю ее структуру на основе списка дел за завтраком, часто я ставлю себе цели на сегодняшнее утро и день. Я также включаю в расписание свои занятия, у которых есть фиксированное время, от которого я могу отталкиваться. Я напоминаю себе, что нужно съесть обед, оплатить счета, закончить и сдать классную работу, выполнить различные лабораторные задания. Я включаю в свое расписание разные пункты, например, «приготовить ужин» и «вымыть всю посуду» и «покупка продуктов – составить список», в зависимости от того, что нужно сделать сегодня. И у меня есть аналогичная рутина на вечер, которая включает такие пункты как поставить телефон на зарядку и включить будильник на нужное время на утро.

Если же день отклоняется от нормального расписания, то я напишу отдельное расписание для него накануне. Если у меня будет время подумать, каким будет мой день, если он не «нормален», то это просто творит чудеса с моей способностью функционировать в новых обстоятельствах. Если же мои планы изменились резко, как снег на голову, прямо посередине дня, то я несколько минут обдумываю, как я справлюсь с такой переменой. Я думаю о том, что НАДО сегодня сделать, а что можно проигнорировать. Письменный список дел означает, что я могу это решить, не испытывая полного замешательства и паники (и даже испытывая замешательство и панику), особенно если внезапно возникают новые стрессовые ситуации. Я научилась, как сдерживать свои естественные реакции на них, и как справляться с подобными ситуациями. Я не говорю, что это идеальная система, но она помогает мне пережить еще один день и добиться того, чего я хочу (или должна) добиться.

Пример провала такой системы: сегодня я застряла между завтраком и выходом из дома, пока я это писала. Я позволила себе застрять, потому что у меня на сегодня мало дел, поскольку сейчас отпуск. Но сейчас прошло уже больше 5 часов, а я до сих пор не пообедала и даже не приступала к своим задачам на сегодня, а ведь уже почти время ужина. Так что сейчас я собираюсь составить список покупок и сходить в магазин. Как только закончу играть со своей кошкой.

Добавить комментарий

