Хлои Ротчайлд: «Как помочь человеку с аутизмом научиться принимать перемены и справляться с ними»

Источник: Special-ism
Перевод: Про аутизм
 train-2089969_960_720

Я человек с расстройством аутистического спектра (РАС), и я люблю структуру и предсказуемость. Мне очень нравится знать, что должно произойти сначала, потом и в конце. Мне не просто важно знать, что должно произойти, я также хочу знать, когда именно это произойдет. Иногда мою потребность в структуре и предсказуемости трудно удовлетворить, потому что мы живем в непредсказуемом мире. Людям с аутизмом трудно принять перемены и справиться с ними. Перемены – это нечто, чего нельзя избежать, они происходят просто потому, что это часть повседневной жизни. Поскольку избежать перемен невозможно, важно учить человека справляться с переменами, который вызывают тревожность и дискомфорт.

Реакция на перемену

Помните, что перемены могут казаться маленькими и незначительными одному человеку, особенно человеку без аутизма, но они покажутся огромными человеку с аутизмом. В результате, реакция нейротипика и реакция человека с РАС, скорее всего, будет сильно отличаться. Такая мелочь как одни хлопья вместо других на завтрак может испортить человеку с РАС настроение на весь день. Даже если перемена совсем маленькая, реакция человека с аутизмом может быть огромной, например, он может плакать, жаловаться, у него даже может быть истерика.

Как справиться с переменами – полезные советы

Помощь человеку с аутизмом в реакции на изменения в ежедневном распорядке – это не то, чему можно научить за один вечер. Это требует многих лет практики, поддержки и понимания целой команды людей. Ниже приводятся различные стратегии, которые можно использовать, чтобы помочь человеку с аутизмом избегать негативной реакции на нарушения распорядка.

Идеи для поддержки:

— Используйте визуальное расписание с картинками. Добавьте в него специальный символ, который изображает изменения в обычном расписании, которые будут иметь место.

— Напишите социальную историю о переменах и о том, как справиться с чувствами тревоги и неуверенности, которые были вызваны изменениями.

— Используйте пятибалльную шкалу настроения для анализа изменений и реакций на них.

— Уверяйте человека, что все будет хорошо.

— Дайте человеку понять, что вы знаете о том, что перемены вызывают у него неуверенность и тревогу, и что вы рядом, чтобы помочь ему справиться.

— Заранее предупреждайте человека с РАС о предстоящих переменах (чем раньше, тем лучше), если это в принципе возможно.

— Поддерживайте человека, пока он старается осознать, принять и справиться с переменой.

— Опишите перемены письменно на бумаге, чтобы человек с РАС смог визуально представить предстоящие перемены. Человек может читать это описание снова и снова, столько раз, сколько потребуется.

— Предоставьте человеку дополнительное время, чтобы осознать изменения.

Адаптация к переменам

С переменами справиться нелегко, я-то уж знаю, поверьте. Я стала лучше принимать и адаптироваться к изменениям в распорядке дня или привычном окружении, но мне на это потребовались годы. Теперь бывают случаи, когда перемены меня не беспокоят. Я способна адаптироваться к ним и принять их как человек с аутизмом. Однако в других ситуациях перемены заставляют меня чувствовать страх, неуверенность, нервозность, расстройство, и, в результате, я не способна справиться с ними. Частично это связано с тем, как мой мозг обрабатывает информацию, и тем, как аутизм влияет на меня и на мой образ мыслей. Однако самое главное, что нужно помнить, работая с человеком с РАС – скорее всего, он что есть сил старается функционировать в довольно запутанном мире. Никто не идеален, мы все люди, мы все совершаем ошибки, и это нормально, это просто часть жизни. Все в нашей жизни – это процесс обучения.

Добавить комментарий

