Джуди Эндоу: «Профилактика истерик»

Источник: Education.com
Перевод: Фонд «Выход»

judy-endow

Истерики очень часто встречаются у людей с аутизмом. В самом деле, чаще всего родители и педагоги задают следующий вопрос: «Что мне делать, если у ребенка истерика?»

Когда истерика уже началась, то наилучшая реакция — гарантировать безопасность всех присутствующих. Важно знать, что взрывное поведение не было запланировано, что очень часто его провоцируют скрытые и неожиданные факторы. Когда такое поведение уже началось, то больно всем присутствующим, в первую очередь, ребенку.

Стадии взрывного поведения

Так что собой представляет взрывное поведение? В моей книге «Как перехитрить взрывное поведение: визуальная система поддержки и вмешательство для людей в спектре аутизма» (Endow, 2009) взрывное поведение определяется как имеющее четыре четко определенные стадии, за которыми следует столь же однозначный период восстановления. Кроме того, непосредственно перед взрывом срабатывает физиологический механизм бежать/сражаться.

Согласно этой модели, четыре стадии взрывного поведения являются одинаковыми для любого опыта взрывного поведения, и их можно описать как поезд с четырьмя вагонами, которые называются: Начало, Накопление пара, Точка невозвращения и Взрыв. Основная идея состоит в том, чтобы не дать новому вагону присоединиться к предыдущему, потому что если это произойдет, то поезд сойдет с рельс и последует взрыв.

Если начать с конца, то Взрыв — это стадия, когда поведение, связанное с истерикой, становится очевидным. Непосредственно перед этим идет стадия Точка невозвращения, название которой следует понимать дословно — предотвратить истерику уже невозможно, потому что на этой стадии запускается механизм бежать/сражаться. На этой стадии наблюдается расширение зрачков, учащение дыхания и сердцебиения. Физиологически организм начинает вести себя так, как будто сама наша жизнь находится под угрозой, и он начинает реагировать соответствующим образом: мы сражаемся за свою жизнь. Как только вы наблюдаете поведение, которое у вашего ребенка соответствует Точке невозвращения, то вы знаете, что скоро последует Взрыв, и единственное, что вы можете сделать — как можно скорее создать и поддерживать безопасную обстановку.

Повлиять на взрывное поведение можно только до того, как оно появилось. На стадии Начала уже заметны легкие проявления такого повдения. На стадии Накопления пара проявления становятся более очевидными. И хотя вы можете успешно вмешаться на этих стадиях, самая эффективная стратегия — проактивная профилактика взрывного поведения еще до самых первых стадий.

Стратегии профилактики истерики еще до начала

Для профилактики начала первой стадии истерики, как правило, наиболее эффективна индивидуальная сместь трех основных методов поддержки. Эти три основных метода поддержки включают: проактивное применение сенсорной диеты для оптимальной сенсорной регуляции, визуальную поддержку и управление слишком сильными эмоциями (Endow, 2010).

Люди с аутизмом обычно обладают сенсорными системами, которые неспособны регулироваться автоматически, вместо этого они должны научиться осознанной саморегуляции. Наиболее часто этого можно добиться с помощью введения специальной сенсорной диеты. Сенсорная диета для человека с аутизмом — это то же самое, что инсулин для человека с диабетом. Легко понять, что у человека с диабетом поджелудочная железа неспособна эффективно регулировать уровень инсулина. Мы можем измерить уровень сахара в крови, узнать, каково текущее состояние, и, таким образом, определить, сколько инсулина необходимо человеку.

Сенсорная диета

К сожалению, медицина пока не может взять образец крови, чтобы определить сенсорную дисрегуляцию. Тем не менее, мы можем примерно определить, в чем возникают проблемы, и ввести сенсорную диету для профилактики дисрегуляции. Точно так же как инсулин предотвращает серьезные последствия для диабетика, сенсорная диета предотвращает серьезные проблемы для человека с расстройством аутистического спектра.

Как взрослый человек с аутизмом, я каждый день посвящаю время занятиям по сенсорной интеграции, которые позволяют мне хорошо функционировать в повседневной жизни. Регулярная и активно применяемая сенсорная диета позволяет изначально предотвратить стадию Начала взрывного поведения (Brack, 2004).

Визуальная поддержка

Другой критически важный фактор поддержки, который нужно использовать заранее — это визуальная поддержка. Как аутистка, я могу сказать вам, что старая поговорка: «Картина говорит больше тысячи слов», это сущая истина. Хотя опыт каждого человека с аутизмом уникален, для большинства из нас восприятие устной и письменной речи не является «родным языком».

Я могу совсем не воспринимать смысл произносимых слов, если я нахожусь в состоянии стресса, моя сенсорная система не отрегулирована, либо я ощущаю слишком сильные эмоции. Визуальная поддержка — это все, что показывает нечто наглядно, вместо того, чтобы говорить. Для многих людей с аутизмом эффективны так называемые визуальные расписания.

Наглядная демонстрация начала и конца событий в визуальном расписании облегчает переход от одной деятельности к другой, и, тем самым, предотвращает истерику. Для того чтобы быть эффективной визуальная поддержка должна использоваться систематически и проактивно, не надо доставать визуальные подсказки, только когда негативное поведение уже началось.

Управление своими эмоциями

Третья область, в которой многим людям с аутизмом нужна проактивная поддержка — это управление своими эмоциями. Наиболее часто ощущаемые эмоции слишком сильные для данной ситуации. Вот пример из моей жизни: когда оказывается, что в продуктовом магазине нет какого-то конкретного товара, то я испытываю автоматическую реакцию близкую к тому ужасу, который я почувствовала, узнав о теракте одиннадцатого сентября. Умом я понимаю, что эти две ситуации нельзя даже сравнивать, но в то же время эта автоматическая реакция существует, и мне нужно осознанно доработать эти сильные чувства до чего-то сносного прямо в этой ситуации. Управление эмоциями — это навык, который не приходит сам, ему нужно обучать продолжительное время с помощью систематических инструкций и визуальной поддержки, например «Потрясающей пятибалльной шкалы» (Buron & Curtis, 2004).

Хорошие новости в том, что на взрывное поведение можно повлиять. При наличии проактивной поддержки можно перехитрить взрывное поведение, чтобы люди с аутизмом могли вести осмысленную и плодотворную жизнь.

Ссылки

Brack, J.C. (2004). Learn to Move, Move to Learn! Sensorimotor Early Childhood Activity Themes. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Buron, K.D., & Curtis, M. (2004). The Incredible 5-Point Scale. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Endow, J. (2009). Outsmarting Explosive Behavior: A Visual System of Support and Intervention for Individuals with Autism Spectrum Disorders. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Endow, J. (2010). Practical Strategies for Stabilizing Students With Classic Autism: Getting to Go. Shawnee Mission, KS: Autism Asperger Publishing Company.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s